О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ


Дистанционное обучение

Дистанционное обучение (ДО) — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств интернет). В настоящее время перспективным является взаимодействие с учащимися посредством информационных коммуникационных сетей, которые являются связующим звеном между студентом и преподавателем.

Система ДО позволяет приобретать новые знания в сфере точных, технических и гуманитарных дисциплин у самых лучших педагогов с помощью персонального компьютера в любом месте, где есть подключение к интернету в удобное для обучаемого время. Зависимости от учебного расписания не существует. Интенсивность и последовательность обучения учащийся выбирает согласно своему жизненному ритму. Гибкость является одним из главных достоинств данной формы обучения, т.к. легко реализует обучение по индивидуальной программе и собственному графику. Учебный материал изложен доступно для самостоятельного изучения, постоянно актуализируется в соответствии с потребностями рынка труда и предоставляется до начала обучения. Образовательный процесс построен на базе инновационных педагогических и информационных технологий.

Дистанционное обучение не предполагает возрастных, образовательных и профессиональных ограничений и позволяет, при необходимости, учиться сразу в нескольких учебных заведениях. Студентом может стать любой. Особенную важность ДО представляет собой для тех, кто желает получить образование, но для кого сложно присутствовать на занятиях в определенном месте и в определенное время. Это те, кто основную часть дня проводит на рабочем месте, но желает повысить квалификацию или приобрести новые знания без риска потерять работу.

Это женщины, находящиеся в декретном отпуске. Это люди, которые не могут себе позволить выйти из дома по состоянию здоровья. Это студенты, постоянное место проживания которых расположено слишком далеко от учебных заведений, и которые по финансовым причинам не могут себе позволить переехать в крупные города. Дистанционное обучение доступнее по цене, чем образование по традиционной схеме, т.к. не несет затрат на содержание учебных помещений и требует меньшего количества преподавателей при большем числе студентов. Кроме того, оно исключает затраты связанные с подготовкой к поступлению и расходы на дорогу. Студентам предлагается гибкая система оплаты за обучение с возможностью разработки индивидуального графика оплаты.

Несмотря на удаленное расположение, студенты всегда имеют возможность своевременно связаться с преподавателем, задать вопрос и получить консультацию, находясь под постоянным контролем у преподавателя. Система оценки знаний объективна и независима от преподавателя.

Обучение студентов с использованием дистанционных образовательных технологий организовано в полном объеме. Студент может поступить, пройти полный курс обучения, пройти итоговую государственную аттестацию (включая защиту дипломной работы или дипломного проекта) и получить диплом о высшем образовании государственного образца, дистанционно, т.е. ни разу не приехав в институт. При желании студенту, успешно завершившему обучение, диплом может быть вручен лично в руки.

Набор студентов осуществляется круглогодично!

ИСТОРИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Английский педагог, изобретатель системы стенографии Исаак Питман (Isaac Pitman) в 1840 году положил начало развитию дистанционного обучения. Используя почтовые отправления он начал обучать стенографии студентов в Соединенном Королевстве.

В Америке в 1873 году Анна Элиот Тикнор (Ticknor’s Society), взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»), создала систему обучения по почте для женщин под названием «Общество Тикнор» («Ticknor’s Society»).

В Австралии в 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете (University of Queensland) в Брисбене Австралия. Для детей, проживающих далеко от школ в 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальных классов. Вскоре, подобные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии.

В 1939 году во Франции для обучения детей, не имеющих возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения (Centre National d’Enseignement a Distance, CNED), существующий и в наше время и являющийся крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе.

В 1946 году на дистанционные формы обучения перешел Южноафриканский университет (University of South Africa, UNISA).

Дистанционное образование в России стало развиваться после революции 1917 года. Была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного образования, не предполагающая визуального контакта. К 1960-му году в СССР было образовано 11 заочных университетов, а так же заочные факультеты в очных высших учебных заведениях. Центральная и Восточная Европа последовала примеру СССР после Второй мировой войны.

Открытие в 1969 году Открытого университета Великобритании (Open University of the United Kingdom, UKOU) поспособствовало развитию дистанционного обучения в странах Европы и Азии.
В 1979 году в Китае была организована Национальная сеть радио и телевизионных университетов (Central Radio and TV University, CRTVU).

При изучении истории дистанционного обучения принято выделять несколько этапов развития.

Для начального этапа характерно применение учебного материала написанного от руки и печатного материала. Переход от рукописей к печатной продукции произошел с началом книгопечатания, которое сделало возможным выпуск недорогих учебников. Доставка учебников осуществлялась с помощью железнодорожных систем, а так же государственных почтовых служб.

Следующий этап связывают с изобретением радио, телевидения, а так же с созданием Открытого университета в Великобритании в 1969. Именно с этого момента начал применяться комплексный подход к обучению сочетающий в себе радио и теле курсы, печатные материалы и аудиторные занятия.

Современное дистанционное образование базируется на активном применении информационных и коммуникационных технологий при этом не исключает использование средств обучения предыдущих этапов.

История развития дистанционного обучения продемонстрировала абсолютную гибкость и соответствие постоянно меняющимся тенденциям потребностей общества, т.к. с появлением новых технологий изменялись и способы организации дистанционного обучения. Система дистанционного обучения продолжает стремительно развиваться. Все большое количество учебных заведений, компаний, государственных организаций внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения.